Христианские пожелания на день рождения сестре из библии

Христианские пожелания на день рождения сестре из библии

Сюжеты и персонажи Торы[править | править код]

Адам и Ева[править | править код]

Сюжет о сотворении первочеловека Адама присутствует и в Библии, и в Коране. При этом в Коране обычно упоминается Бог, сотворивший Адама из «земли» или «глины» (ṭīn[1]), хотя в одном стихе говорится о «прахе» или «грязи» (turāb[2](Коран, 3:59)). Бог вдыхает свой дух в Адама, как в рассказе о сотворении мира[3], или создаёт его, просто сказав «Будь»[4]. Затем Коран изображает ангелов, сомневающихся в необходимости создании Адама, — деталь, отсутствующая в Книге Бытия[5](Коран, 2:30):

И вот, сказал Господь твой ангелам: «Я установлю на земле наместника». Они сказали: «Разве Ты установишь на ней того, кто будет там производить нечестие и проливать кровь, а мы возносим хвалу Тебе и святим Тебя?» Он сказал: «Поистине, Я знаю то, чего вы не знаете!»

Кораническое повествование связано с еврейским толкованием Псалма 8[en][6], в котором рассматривается вопрос, почему Бог заботится о людях, несмотря на их ничтожество. Некоторые иудейские богословы считали, что этот вопрос задают ангелы в тот момент, когда Бог создал Адама. Это отражено в Талмуде, где ангелы возражают против зла, которое люди совершат в будущем, что может быть источником повествования Корана[7].

В кораническом повествовании упоминается, что Бог «научил Адама всем именам» и что Адам дал имена ангелам[8](Коран, 2:31), тогда как в книге Бытия Адам сам даёт имена животным. В этом случае разница между текстами Библии и Корана заключается в акцентах коранических текстов на всеведении Бога и превосходстве человечества над ангелами, о чём упоминалось выше[9].

Далее в кораническом тексте Бог повелевает ангелам поклониться Адаму, но Иблис отказывается это делать, говоря, что он лучше, чем Адам, потому что был создан из огня, а Адам — из глины[10]. Покорение ангелов Адаму — ещё одна деталь, не упомянутая в книге Бытия, но присутствующая в сирийских христианских текстах, таких как «Пещера сокровищ», где отражено христианское представление об Адаме как изначальном аналоге Иисуса[9]. Отказ сатаны поклоняться Адаму — ещё одна популярная внебиблейская христианская традиция поздней Античности, вошедшая в Коран[11]. Действительно, в «Пещере сокровищ» сатана отказывается от повеления Бога преклониться перед Адамом, «поскольку я огонь и дух, и не поклоняюсь тому, что сделано из грязи», используя почти те же слова, что и в Коране[12].

Что касается сотворения Евы, в Коране, в отличие от Библии, о нём не говорится напрямую, но несколько стихов косвенно указывают на это, утверждая, что Бог «сотворил вас [человечество] из одной души и сотворил из неё свою половинку»[13](Коран, 4:1). Тема грехопадения также присутствует и в Коране, и в Библии. В Коране Бог велит Адаму и его неназванной жене жить в раю, но не приближаться к определённому дереву, которое сатана называет «деревом бессмертия»[14], тогда как в книге Бытия говорится о двух деревьях — дереве познания добра и зла, плодов которого Адам и Ева не должны употреблять, и дереве жизни. По-видимому, это отражает сирийскую христианскую экзегезу, в которой эти два дерева считались идентичными[15]. В Коране говорится, что сатана сам обманом заставляет Адама и Еву приблизиться к дереву, что является развитием христианского представления о том, что Змей становится воплощением сатаны[16][17]. Сатана говорит Адаму и Еве, что они станут бессмертными, приблизившись к дереву, но когда они это совершают, «их нагота [становится] очевидной для них» (Коран, 7:22), и все трое изгоняются из Рая[18]. В Коране нет упоминания о том, что Ева искушала Адама, в то время как в книге Бытия говорится, что Адам и Ева «осознали»[19], что они были нагими. Текст Корана в этом плане более двусмысленен, в нём отражено желание сатаны «раскрыть перед ними то, что было скрыто от них из-за их наготы»(Коран, 7:20). Это может отражать сирийскую христианскую традицию, согласно которой Адам и Ева облачились в «славу» перед тем, как съесть плод с дерева, после чего они стали нагими вместо того, чтобы просто осознавать свою прежнюю наготу[20].

Согласно кораническому повествованию, Адам затем был прощён Богом после «получения определённых слов от Господа»[21](Коран, 2:37). Это также явно не упомянуто в книге Бытия, но коранический эпизод опять-таки отражён в «Пещера сокровищ» (где Бог утешает Адама и говорит, что он «сохранил его от проклятия» земли[21]), а также в ветхозаветном апокрифе «Адамова книга», в которой Бог обещает Адаму, что последний в конце концов вернётся в рай[22].

Сыновья Адама[править | править код]

Согласно Библии, у Адама и Евы было двое сыновей: старший — Каин, земледелец, и младший — Авель, пастырь. Оба они приносили жертву Богу, но Бог принял только жертву Авеля. Озлобившись, Каин убивает своего брата, несмотря на предупреждение Бога, и обрекает себя на жизнь, полную скитаний и бесплодного труда[23]. Коран повествует аналогичную историю о сыновьях Адама и Хаввы, но при этом имена братьев не называются[24].

Однако между библейской и коранической версиями имеется существенное различие: в Библии Бог говорит непосредственно с Каином, а в Коране принятый Богом брат обращается к отвергнутому, говоря[24]:

Ведь Аллах принимает только от богобоязненных. Если ты прострешь ко мне свою руку, чтобы убить меня, Я не протяну руки к тебе, чтобы убить тебя. Я ведь боюсь Аллаха, Господа миров. Я хочу, чтобы ты взял на себя грех против меня и свой грех и оказался среди обитателей огня. Это — воздаяние неправедным(Коран, 5:27-29).

Разговор между Каином и Авелем засвидетельствован в одном сирийском источнике, хотя эта версия значительно отличается от Корана тем, что Авель умоляет своего брата не убивать его. Разговор между братьями до убийства также можно найти в Таргум Неофити[en], еврейской аннотации Торы на арамейском языке[25].

Согласно Корану, отвергнутый брат затем убивает младшего (как Каин и поступает с Авелем). Затем в Коране Бог посылает ворона выкопать землю, чтобы показать Кабилю как скрыть тело убитого брата, и убийца сожалеет о своем поступке, глядя на ворона[24]. Хотя ворон, роющий землю для погребения Авеля, появляется в некоторых поздних небиблейских христианских и иудейских источниках, таких как Танхума[en], самое раннее изложение этого эпизода появляется именно в Коране[25].

Затем Коран извлекает из убийства мораль, которой нет в тексте Торы:

По этой причине предписали Мы сынам Исраила: кто убил душу не за душу или не за порчу на земле, тот как будто бы убил людей всех, А кто оживил её, тот как будто бы оживил людей всех.(Коран, 5:32).

Этот стих почти идентичен отрывку из трактата Санхедрин в Мишне, части еврейского Устного Закона, который также заключает, что урок убийства Авеля состоит в том, что «всякий, кто уничтожает одну душу, рассматривается так, как если бы он уничтожил целый мир, и всякий, кто спасает одну душу, считается спасшим целый мир»[26].

Ной (Нух) и всемирный потоп[править | править код]

И в Библии, и в Коране Ной (Нух) описывается как праведник, живший среди грешных людей, которых Бог уничтожил, наслав на землю потоп, но при этом спас Ноя, его семью и животных, приказав ему построить ковчег. В обеих священных книгах говорится, что Ной прожил 950 лет[27]. Но в отличие от книги Бытия, где не упоминается о речах Ноя перед тем, как он покинул ковчег, кораническая история меньше фокусируется на деталях потопа и больше — на безуспешных попытках Ноя предупредить свой народ, описывая попытки пророка обратить нечестивых соотечественников к праведности[28]. Этот акцент на деятельности Ноя как проповедника, тщетно пытающегося спасти других, хотя и не обнаружен в самой Торе, появляется в христианских источниках уже во втором послании Петра и присутствует в еврейских и христианских источниках времён поздней Античности, включая Талмуд[29]. В тексте Корана подчёркивается решающее значение того, что Ной (Нух) и другие библейские персонажи были прототипами исламского пророка Мухаммеда, проповедуя праведность, чтобы спасти свой народ от гибели[30].

В отличие от Библии, текст Корана подразумевает, что народ Ноя отверг не только его самого, но и нескольких других пророков, предупреждавших о грозящем потопе[31](Коран, 25:37).

Библия и Коран также расходятся в оценках относительно судьбы семьи Ноя. Согласно Библии, все ближайшие родственники Ноя были спасены, включая трёх его сыновей. Но в Коране упоминается сын Ноя, который отвергает ковчег, вместо этого решив укрыться на горе, где находит свою погибель. Ной просит Бога спасти его сына, но Бог отказывается. Это подкрепляет коранический акцент на приоритете веры и праведного поведения над семейными узами[32]. Эпизод с сыном Ноя также может быть связан с отрывком из Книги Иезекииля, который аналогичным образом подчеркивает праведность над кровными узами, заявляя, что «даже если бы Ной, Даниил и Иов жили там [в грешной стране] … они могли бы жить там, не спася ни сына, ни дочь, только самих себя своей честностью»[33]. Но в то время как сын Ноя, который не хочет спастись, у Иезекииля является лишь гипотетической фигурой, в Коране он фигурирует как реальный сын пророка, традиционно отождествляемый (хотя и не самим Кораном) с библейской фигурой Ханаана[34]. Коран также оценивает жену Ноя как пример грешницы, которая была обречена на адский огонь без дальнейших разъяснений(Коран, 66:10), хотя некоторые исламские экзегетические традиции утверждают, что она назвала Ноя сумасшедшим и впоследствии утонула во время наводнения. В Библии нет подобного упоминания, хотя в некоторых гностических легендах говорится об изображении жены Ноя как грешницы[35].

В Коране сказано, что Ноев ковчег покоится на горе Джуди (расположен на юго-востоке современной Турции).

И было сказано: «О земля, поглоти свою воду! О небо, перестань!» Вода спала, и свершилось веление. Ковчег пристал к эль-Джуди, и было сказано: «Да сгинут люди несправедливые!»[36]

В Библии же сказано, что ковчег лежит на горе Арарат[37]. Из за неверного толкования библейского выражения Харе Арарат (буквально «горы Арарат») район возле Арарата стал называться Масис. В XI и XII веках в армянской литературе появляется традиция отождествления Масиса с историей Ноя. Поздние толкователи определили местом высадки Ноя гору, которая теперь называется Джабаль-Джуди[38]. В еврейской литературе название «Арарат» на самом деле означало название древнего государства Урарту, которая охватывало территорию восточной Турции. Эта обширная горная местность была известна в арамейских и сирийских текстах как Карду; в греческих, римских и поздних христианских — Гордьен; в армянском языке — Кордух. Вариантные формы этого имени заставили некоторых учёных ошибочно объединить Карду с Курдистаном[39].

Авраам (Ибрахим)[править | править код]

Жертвоприношение сына[править | править код]

Согласно Корану, Бог даровал пророку Ибрахиму (Аврааму) и его жене Саре сына, о предстоящем рождении которого сообщили ангелы[40]. В суре «Ас-Саффат» рассказано о даровании Ибрахиму «кроткого юноши» и сне, в котором Аллах требует от него принести сына в жертву. Ибрахим был готов выполнить это требование, но Аллах заменил его жертву бараном[41]. Так Аллах испытал своего пророка. История о жертвоприношении сына пророка Ибрахима восходит к библейскому рассказу, но имя сына не названо. Согласно кораническому контексту, им может быть как старший сын Исмаил (Измаил), так и Исхак. Большинство комментаторов Корана утверждало, что этим сыном был Исмаил, но были и те, кто видели в нём Исхака[42]. Что касается Исмаила (отождествляется с библейским Измаилом), согласно Корану, он был старшим сыном и первенцем Ибрахима от египтянки Хаджар (Агарь), и его историческая роль в мусульманской традиции гораздо значительнее, чем в библейской. В Коране Исмаил называется среди тех, кому было ниспослано божественное откровение (вахй), он учил людей молитве[43] и по воле Аллаха вместе с отцом отстроил Каабу[44].

В Библии (книга Бытия) Авраам является первым из трёх еврейских патриархов (Авраам, Исаак, Иаков) и первым, кто в Библии называется евреем (Быт. 14:13) и родоначальником еврейского народа[45]. История с жертвоприношением Исаака описана в Библии следующим образом.

Жена Авраама Сарра, несмотря на то, что была уже стара, зачала и родила сына. Столетний Авраам нарёк сына Исааком и обрезал в восьмой день от его рождения. В день, когда Исаак был отнят от груди матери, отец устроил большой пир. Однако Исмаил — сын Авраама от Агари — насмехался над Исааком, и увидевшая это Сарра велела Аврааму выгнать рабыню вместе с её сыном. Аврааму это показалось неприятным, но Бог подтвердил слова Сарры. Тогда Авраам дал Агари хлеб и мех воды и отпустил её вместе с Исмаилом, а затем заключил союз с Авимелехом о колодце в Вирсавии, выдав ему мелкого и крупного скота, насадил при Вирсавии рощу и долго странствовал по Филистимской земле (Быт. 21). После этого Бог решил испытать послушание Авраама и велел ему принести Исаака в жертву. Авраам вместе с Исааком и ещё двумя отроками, взяв наколотых для всесожжения дров и сев на своего осла, отправился, куда указал ему Бог — к горе Мориа. По дороге на гору на вопрос сына о том, где же агнец для всесожжения, Авраам отвечал, что Бог укажет, однако на месте на вершине горы Авраам собрал жертвенник, разложил дрова и, связав Исаака, положил его поверх дров. Но когда он занёс руку с ножом, чтобы заколоть сына, к нему с неба воззвал ангел. Через него Бог сообщил Аврааму, что теперь знает о его страхе перед Богом, а также повторил свои обещания Аврааму о множестве потомков и благословении, пообещав также им военные победы. После этих событий Авраам вернулся в Вирсавию (Быт. 22).

Путешествие Авраама в Библии и Коране[править | править код]

Библия описывает Авраама, как в Ираке-Сирии, затем в Ханаане, Фаране и Египте, с его последними днями в Ханаане и Хевроне. И Исаак, и Измаил присутствуют на похоронах Авраама.

Лот, Содом и Гоморра[править | править код]

Согласно Библии (книга Бытия), после посещения Авраама два ангела посещают город Содом, где живёт племянник Авраама Лот. Они сообщают Лоту, что Бог скоро разрушит город из-за нечестивости жителей. Жители города, прознав, что у Лота гости-мужчины, пришли к его дому и потребовали, чтобы мужчин вывели, чтобы они могли заняться с ними сексом. Лот, в свою очередь, предложил горожанам своих невинных дочерей взамен ангелов. Ослепив жителей города, ангелы велели Лоту и его семье бежать из города и не оглядываться. На следующее утро Бог разрушил Содом и Гоморру ливнем огненных камней с неба. Жена Лота, уходя, оглянулась и, увидев горящий город, превратилась в соляной столб[46].

История Лота продолжается и после разрушения городов, когда он покинул Сигор (куда бежал в поисках убежища) со своими двумя дочерьми, чтобы жить в пещере[47]. Поскольку все мужчины их рода были мертвы, дочери Лота решили, что для того, чтобы «сохранить семя своего отца» и произвести потомство, им необходимо вступить с отцом в половую связь[48]; для этого они решают напоить отца допьяна, чтобы «лечь с ним» и получить его семя[49]. Каждая из дочерей спит со своим отцом, напоив его до бессознательного состояния[50], и, таким образом, зачинает от его детей. Далее в Библии говорится: «И родила старшая дочь сына, и нарекла ему имя Моав; он является отцом моавитян до сего дня. И младшая тоже родила сына, и нарекла ему имя Бен-амми: он является отцом аммонитян до сего дня»[51]. На этом библейская история Лота заканчивается.

Согласно Корану, Лот (или Лут, как его называют в Коране) был пророком и племянником пророка Ибрахима (Авраама). Группа ангелов посетила Ибрахима(Коран, 15:51) и передала ему радостную весть о сыне, «наделенном мудростью»(Коран, 11:69)(Коран, 15:53); ангелы сказали ему, что посланы Богом к «виновным людям»(Коран, 15:58) Содома(Коран, 11:70), чтобы уничтожить их(Коран, 29:31)(Коран, 29:34) «ливнем из глиняных камней (серы)»(Коран, 51:33-34) и освободить Лута и тех, кто верил ему. Однако жена Лута была исключена из числа тех, кто будет спасён; ангелы сказали: «Она из тех, кто отстанет»(Коран, 29:32)(Коран, 15:59). Коран использует жену Лута как «пример для неверующих», поскольку она была замужем за праведником, но отказывалась верить его словам и, соответственно, была приговорена к адскому огню(Коран, 66:10), в остальном история их выхода из города описана примерно так же, как в Библии. История Лута в Коране заканчивается описанием разрушения города.

В описаниях сюжетов о Лоте в Коране и Библии есть несколько различий. Так, в Коране Лут описывается как пророк, как и его дядя Ибрахим. В книге Бытия (Быт. 19:1–29) Лот не упоминается как пророк. В Новом Завете (2Петр. 2:7, 8) апостол Пётр описывает Лота как праведника, которого ежедневно мучили беззакония, которые он видел в Содоме.

И в Библии, и в Коране Авраам умоляет Бога смилостивиться над жителями Содома (Быт. 18:24–33)(Коран, 11:75).

В книге Бытия жена Лота уходит вместе с мужем, но ненадолго оборачивается, и Бог превращает её в соляной столб (Быт. 19:26). В Коране нет прямого упоминания о её уходе; скорее, Луту и его последователям ангелы приказали не оборачиваться, но Луту сообщили, что его жена повернётся и оглянется назад(Коран, 11:123) и, таким образом, погибнет вместе с двумя городами(Коран, 11:81). После разрушения Содома Библия описывает инцест между Лотом и двумя его дочерьми по желанию последних (Быт. 19:30–38), Коран же не описывает подобных событий.

Иосиф (Юсуф)[править | править код]

Повествование об Иосифе в Библии можно найти в книге Бытия (Быт. 37–45), в Коране ему соответствует Юсуф, который является одним из почитаемых пророков в исламе. Согласно Корану, Юсуф отличался необычайной красотой, а также способностью толковать сны. Истории его жизни посвящена 12-я сура Корана «Юсуф»(Коран 12: 1-102), состоящая из 111 аятов.

В Библии Иосиф был любимым сыном отца (Иакова) (Быт. 37:3), и ненавистен своим старшим десятерым братьям, которые после одного случая даже захотели убить его. Во сне Иосиф увидел солнце, луну и 11 звёзд, поклонившихся ему (Быт. 37:9). Был у него и другой подобный сон, про клонившиеся снопы. Однажды братья ушли пасти скот, и отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Послушный сын пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком спасти невинного младшего брата, уговорил всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план. Случайно проходивший караван измаильтян или аравитян решил судьбу: Иосиф был продан по совету Иуды (Быт. 37:26) за 20 серебреников и перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы Иаков поверил в смерть сына от хищного зверя (Быт. 37:1-36).

И в Библии, и в Коране Иосифу (Юсуфу) было видение одиннадцати звезд, солнца и луны, поклонившихся ему (Быт. 37:3, Коран 12: 1-102).

В Египте Иосиф рос в доме чиновника Потифара. Когда Иосиф стал взрослым мужчиной, жена Потифара попыталась соблазнить его. Иосиф бежал, но его поймали слуги чиновника, а жена Потифара оклеветала Иосифа, заявив, что он пытался её изнасиловать. (Юсуф | 12.25; Бытие 39:12). В Библии и Коране эти сюжеты различаются.

В Библии учитель Иосифа (по имени Потифар) отказывается поверить в отрицание Иосифа и заключает его в тюрьму. В Коране хозяин Иосифа (который известен только как «Визирь») принимает предложение другого мудрого человека проверить тунику Иосифа. Если его оторвать спереди, утверждает мудрый человек, это докажет, что Иосиф лжец; но если оно будет оторвано со спины (как это оказывается), Иосиф будет оправдан, а жена господина окажется лгуньей и прелюбодейкой. Визирь делает выговор жене и разрешает Иосифу остаться в доме. Жена визиря устраивает банкет для женщин, которые сплетничали о ней и о Иосифе, дающем им ножи; Иосифу велено явиться к жене и её подругам; они режут руки ножами. (Библия не упоминает банкет), «постбиблейская еврейская традиция» описывает Потифара, который подает фрукты сплетникам, которые нечаянно порезались, отвлекаясь на внешность Иосифа.) [60] Хотя визирь снова признает невиновность Иосифа, он приказывает Тем не менее его посадить в тюрьму. В тюрьме Иосиф встречает двух мужчин. Один мечтает делать вино, а другой мечтает нести стопку хлеба, которую едят птицы. Иосиф говорит первому, что он снова будет служить фараону, а второй будет казнен. Оба события происходят в точности, как и предсказывал Джозеф. Хотя Иосиф просит первого человека довести свое имя и несправедливое заключение до сведения фараона (в Коране он упоминается как только король, а не фараон), первый человек быстро забывает о нём, когда ему возвращается королевская благосклонность.

Когда-то после этого фараону приснился сон: (Бытие 41: 17-24) "17. Тогда фараон сказал Иосифу: " Во сне я стоял на берегу Нила, 18. когда из реки вышли семь коров, тучных и гладких, и они паслись среди тростника. 19. Вслед за ними подошли ещё семь коров — тощие, очень некрасивые и тощие. Я никогда не видел таких уродливых коров во всей Земле Египта. 20. Худые уродливые коровы съели семь жирных коров, которые пришли первыми. 21. Но даже после того, как они их съели, никто не мог сказать, что они это сделали; они выглядели так же уродливо, как и раньше. Затем я проснулся. «22.» Во сне я также видел семь полных и хороших зерен, растущих на одном стебле. 23. После них выросли ещё семь голов — иссохшие, тонкие и опаленные восточным ветром. 24. Тонкие колосья зерна поглотили семь хороших колосьев. Я рассказал об этом волшебникам, но никто не смог мне это объяснить ".

(Коран: Юсуф | 12.43) Царь (Египта) сказал: "Я действительно вижу (в видении) семь толстых коров, которых пожирают семь тощих, и семь зеленых кукурузных початков и семь (других) засохших. О вы, вожди ! Объясни мне мое видение, если ты можешь истолковывать видения ".

Виночерпий фараона, который ранее был заключен в тюрьму вместе с Иосифом, внезапно вспоминает свое обещание и рассказывает фараону о человеке, который предсказал свое собственное восстановление в милости. Фараона отправили в темницу, прося Иосифа истолковать его сон. В кораническом описании Иосиф настаивает на том, чтобы жена визиря оправдала его перед королем, прежде чем Иосиф согласится сделать это (это не упоминается в Библии); Фараон вызывает жену визиря, которая признает свою ложь об Иосифе и заявляет о его невиновности. Коран теперь воссоединяется с библейским повествованием, где Иосиф раскрывает значение царского сна: в Египте будет семь лет урожая, за которыми последуют семь лет голода, и голод будет хуже изобилия. Царь наградил Иосифа, поручив ему распоряжаться хранилищами и всей землей Египта.

Во время голода братья Иосифа пришли в Египет, чтобы купить еды, но младший остался с отцом. Хотя Иосиф узнал их, они не узнали его. Он потребовал, чтобы они вернулись с пропавшим братом. Братья возвращаются домой и обнаруживают, что Иосиф спрятал в своих рюкзаках больше, чем они заплатили. Они спросили отца, могут ли они вернуться с младшим братом. Неохотно их отец позволяет это. Они возвращаются, и после ещё нескольких инцидентов Иосиф в конце концов открывается своим братьям. (Бытие 45: 1; Юсуф | 12.90).

И в Коране, и в Библии пропавшим братом является Бенджамин (арабский: بن يامين), единственный полнокровный брат Иосифа. Остальные — сводные братья.

Коран правильно не называет царя Египта во времена Иосифа «фараоном». Титул «фараон» царям Египта был присвоен позже, в период Нового царства. Этого различия нет в Библии.

Впоследствии, во время Исхода из Египта, Моисей вынес останки Иосифа, чтобы перезахоронить их в земле Израиля (Исх. 13:19). Мусульмане считают, что могила Иосифа тоже находится возле пещеры Махпелы (также Пещера Патриархов) в Хевроне, там же где и захоронены библейские праотцы Авраам, Исаак и Иаков.

Моисей (Муса)[править | править код]

В Библии повествования о Моисее содержатся в книгах Исход, Левит, Числа и Второзаконии. Повествования здесь в основном содержатся в Исходах 1-14 и 32. В Коране рассказ о Мусе находятся в следующих отрывках: 2.49-61, 7.103-160, 10.75-93, 17.101-104, 20.9-97, 26.10-66, 27,7-14, 28,3-46, 40,23-30, 43,46-55, 44,17-31 и 79,15-25.

Фараон убил юных сыновей израильтян (II: 46), и, чтобы избежать этой участи, мать Моисея бросила Моисея в младенчестве в маленький ковчег, где Бог защитил его. Моисей был найден домом фараона, который усыновил его. Сестра Моисея, Мириам, последовала за Моисеем и посоветовала, чтобы его собственная мать служила ему кормилицей. Когда Моисей стал взрослым, он увидел египтянина, сражающегося с израильтянином, заступился и убил египтянина. На следующий день израильтянин спросил, собирается ли Моисей убить и его. Фараон пытался убить Моисея, и Моисей убежал на водопой в Мадиаме. Он встретил сестер и поил их стадо. Когда отец женщины, Иофор, узнал о Моисее, он пригласил его остаться и дал ему дочь Сепфору, чтобы жениться.

В Мадиаме Моисей увидел огонь и подошел к нему. Бог проговорил к нему и сказал ему снять обувь. Бог сказал, что он выбрал Моисея. Бог сказал бросить свой посох и протянуть руку в знак знамений. Его посох превратился в змею, а затем вернулся в форму посоха. Его рука побелела, хотя он не был болен. Бог повелел ему пойти к фараону, чтобы передать послание. Моисей сказал, что он не может хорошо говорить. Итак, Бог предоставил Аарону, своему брату, помочь Моисею говорить.

Бог послал Моисея ко двору фараона. Фараон отказался слушать Моисея. В ответ Моисей бросил свой посох, и он превратился в змею. Это побудило магов фараона также сбросить свои посохи, которые также превратились в змей. Но змеи волшебников фараона были проглочены змеем Моисея. Бог вызвал голод. Бог послал язвы саранчи, лягушек, крови и разрушения. Бог послал фараону по крайней мере девять знамений, но фараон проигнорировал эти знамения. Когда он больше не мог игнорировать их, он согласился отпустить израильтян. Однако после того, как Бог допустил покой, фараон не сдержал свое слово и отказался отпустить израильтян. В качестве наказания Бог заставил каждого первенца египетского сына умереть и пощадил каждого израильтянина (первая Пасха). Фараон впал в истерику и потребовал, чтобы Моисей и израильтяне немедленно ушли — только для того, чтобы преследовать их со своей армией после их ухода. Затем Бог помог Моисею увести израильтян в пустыню и через море. Моисей ударил своим посохом в море, и море раскололось пополам, обнажив сушу (при этом образовав стену из воды с каждой стороны), через которую израильтяне могли пройти. Фараон и его армия догнали израильтян, но вода вернулась в свое первоначальное состояние. Фараон и его армия утонули. (Исход 14: 7, II: 47)

Моисей оставил евреев на сорок ночей. Он поставил своего брата Аарона ответственным за народ (Аль-Бакара | 2.48) На горе Бог дал Моисею откровение заповедей, которым Израиль должен следовать. Бог сделал таблички с надписями, которые Моисей отнес в Израиль.

Моисей попросил увидеть Бога. Люди увидели огонь, молнию и гору и испугались. Пока Моисей ушел, израильтяне потребовали поклониться идолу. Из золота своих украшений они построили золотого тельца, который, по их словам, был богом, спасшим их из Египта. Аарон их не останавливает. Затем Моисей вернулся и отчитал их и Аарона. Многие были убиты за свои действия. Бог послал манну и перепелов для еды, но евреи все ещё восставали против Бога и жаловались на еду. Моисей попросил у Бога воды, и Бог ответил ему. Моисей ударил своим посохом камень, и потекла вода. Израильтяне были разделены на двенадцать колен. Бог дал израильтянам изобильную землю, но это произошло в разное время в двух отрывках из Священных Писаний. Помимо этого и многих дополнительных деталей в Торе, [цитата необходима] есть и другие отличия:

Библейский Моисей не хочет становиться пророком и оправдывается. В конце концов он соглашается, и Аарон сначала говорит и творит чудеса, пока Моисей не будет готов и не вступит во владение. В Коране Аарон стал посланником Бога по просьбе Моисея, чтобы поддержать его в трудной задаче. Моисей попросил Бога оказать ему человеческую поддержку со стороны его семьи, затем просит Аарона (своего брата) хвалить Аарона, говоря, что он (Аарон) оратор лучше, чем он (Моисей). Колдуны в коранической истории раскаиваются, увидев знамения Моисея, и подчиняются Богу в гневе фараона. В Коране фараон не раскаивался, но пытался обмануть Моисея и Бога, говоря, что теперь он верит в единого Бога, Бога Моисея и Аарона (при тонусе). В Библии Моисей сначала идет к фараону, не показывая никаких знаков. В Исходе Аарон помогает создать золотого тельца. В Коране сам Аарон был посланником Бога и представлял Моисея в его отсутствие. Он изо всех сил выступил против этой идеи и предупредил израильтян, что Бог рассердится на них. В Коране человек по имени Самири (не путать с самаритянами) заставляет израильтян поклоняться золотому тельцу. В Коране фараон утонул, но Бог сказал в Коране, что он сохранил тело фараона в качестве примера для будущих поколений.

Корей[править | править код]

Основная статья: Корей

История убийства Корея появляется в книге Чисел (Чис. 16:1-50) в Торе и суре аль-Касас 28:76–82 в Коране. Корей был израильтянином, жившим во времена Моисея. Из-за нечестивости Корея Бог наслал на него погибель, разверзнув землю и отправив в преисподнюю Корея и его дом (Чис. 16:31–33, аль-Касас 28:81). В Коране Корей просто слишком высокомерный богатый человек. В Библии Корей описан как богач, недовольный правлением Моисея и священством Аарона, один из руководителей неудавшегося бунта против Аарона и Моисея[52].

Поздние библейские сюжеты[править | править код]

Гедеон (Талут)[править | править код]

Саул, Давид и Голиаф (Талут, Давуд и Джалут)[править | править код]

Царица Савская (Балкис)[править | править код]

Иона (Юнус) и большая рыба[править | править код]

Аман (Хаман)[править | править код]

Сюжеты Нового Завета[править | править код]

Захария и Иоанн Креститель[править | править код]

Дева Мария (Марьям)[править | править код]

В Библии[править | править код]

В Коране[править | править код]

Иисус (Иса)[править | править код]

В Новом Завете[править | править код]

В Коране[править | править код]

Другие сюжеты и персонажи[править | править код]

Примечания[править | править код]

  1. Reynolds, 2018, pp. 220, 352.
  2. Reynolds, 2018, pp. 125, 220.
  3. Reynolds, 2018, p. 407.
  4. Reynolds, 2018, p. 126.
  5. Reynolds, 2018, p. 35.
  6. Пс. 8
  7. Reynolds, 2018, pp. 35–36.
  8. Reynolds, 2018, p. 36.
  9. 12 Reynolds, 2018, pp. 36–37.
  10. Reynolds, 2018, p. 251.
  11. Reynolds, 2018, pp. 38–39.
  12. Reynolds, 2018, pp. 251–252.
  13. Reynolds, 2018, p. 152.
  14. Reynolds, 2018, p. 502.
  15. Reynolds, 2018, pp. 37–38, 255.
  16. Reynolds, 2018, pp. 38, 254.
  17. В иудаизме считается, что ограничение на вкушение плодов с Дерева познания добра и зла действовало до субботы — если бы Адам и Ева подождали и вкусили бы от дерева в шаббат, они имели бы силы души отличить добро от зла даже внутри себя.
  18. Reynolds, 2018, pp. 254–256.
  19. Быт. 3:7
  20. Reynolds, 2018, p. 255.
  21. 12 Reynolds, 2018, p. 39.
  22. Reynolds, 2018, p. 256.
  23. Быт. 4:1–15
  24. 123 Reynolds, 2018, p. 197.
  25. 12 Reynolds, 2018, p. 198.
  26. Reynolds, 2018, p. 199.
  27. Reynolds, 2018, p. 613.
  28. Reynolds, 2018, p. 347.
  29. Reynolds, 2018, pp. 858–859.
  30. Reynolds, 2018, pp. 13–14.
  31. Reynolds, 2018, p. 560.
  32. Reynolds, 2018, pp. 348–349.
  33. Иез. 14:20
  34. Reynolds, 2018, p. 350.
  35. Reynolds, 2018, pp. 840–841.
  36. Худ 11:44 (Кулиев)
  37. Быт. 8:24
  38. Streck, M., 1991, с. 574.
  39. Brinner, W. M., 2003, с. 573.
  40. аль-Бакара 2:133—140,Аль ‘Имран 3:84, ан-Ниса 4:163, аль-Ан‘ам 6:84, Худ 11:71, Юсуф 12:6, Ибрахим 14:39, Марьям 19:49, аль-Анбия 21:72, аль-‘Анкабут 29:27, ас-Саффат 37:112, 113, Сад 38:45
  41. ас-Саффат 37:100—106
  42. Ислам: ЭС, 1991.
  43. Ислам: ЭС, 1991, с. 110.
  44. аль-Бакара 2:125—136, Аль ‘Имран 3:84, ан-Ниса 4:163, Марьям 19:54
  45. Э. Н. П., Квливидзе Н. В., Лявданский А. К., Шукуров Р. М. Авраам // Православная энциклопедия. — М. : Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000. — Т. I : «А — Алексий Студит». — С. 149—155. — 752 с. — 40 000 экз. — ISBN 5-89572-006-4.
  46. Быт. 19:5–26
  47. Быт. 19:30
  48. Быт. 19:32
  49. Быт. 19:31
  50. Быт. 19:33–35
  51. Быт. 19:37, 38
  52. Корей // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 4 т. — СПб., 1907—1909.

Литература[править | править код]

  • Пиотровский М. Б. Исмаил // Ислам: энциклопедический словарь / Отв. ред. С. М. Прозоров. — М. : Наука, , 1991. — С. 110. — ISBN 5-02-016941-2.
  • Reynolds, Gabriel Said. The Qurʾān and the Bible: Text and Commentary (англ.). — Yale University Press, 2018. — ISBN 978-0-300-18132-6.
  • Jūdī / Brinner, William M. // Encyclopaedia of the Qurʾān. — Leiden : E. J. Brill, 2003. — Т. 3. — P. 68-69. (платн.)
  • D̲j̲ūdī / Streck, M. // Encyclopaedia of Islam.  : [англ.]. — Leiden : E. J. Brill, 1991. — Т. 2. — P. 573-574. (платн.)

Какие открытки мы предлагаем?

Первым делом при выборе поздравительной открытки оцените ее внешний вид и прочтите надпись. Ваш презент должен быть приятным и запоминающимся.

В ассортименте интернет-магазина «Виссон» есть разные виды поздравительных открыток:

  • маленького и большого размера;
  • с готовыми надписями и без;
  • 3D;
  • одинарные и двойные.

Большинство открыток с христианскими поздравлениями с днем рождения – двойные, они вложены в конверт. С передней стороны открытки – красивая картинка с кратким поздравлением либо с вдохновляющей цитатой из Библии. Открыв открытку, вы увидите еще одно, более полное и красиво написанное поздравление. Это очень удобно, ведь вам не придется ничего придумывать, достаточно просто подобрать открытку, смысл которой вам придется по душе.

Христианские открытки с днем рождения мужчине

Обычно мужчины предпочитают сдержанные цвета и динамичные образы; выбирайте у нас христианские открытки с днем рождения мужчине, и вы не будете разочарованы. В серии с днем рождения христианские открытки мужчине вы можете найти стильные и красивые открытки для вашего мужа, сына, брата, коллеги или друга.

С днем рождения сестра христианские открытки

Христианское представление о красоте и женственности более широкое, чем у создателей однотипных женских открыток с цветами и мягкими игрушками. В серии с днем рождения сестра христианские открытки содержат духовные наставления и ободрения для женщин. Такие открытки дарят не только родным, но и подругам – сестрам во Христе.

Христианские открытки с днем рождения брату

Если хотите поздравить брата и заодно напомнить о Боге и Его любви, не показавшись назойливым, обращайтесь к художественным образам. В нашем интернет магазине можно найти христианские открытки с днем рождения брату для мальчиков, юношей и мужчин: тем, кто живет в Боге, годы только в радость!

Христианские открытки с днем рождения дочери

Девочкам и девушкам часто нравятся нежные цвета и романтические образы христианских открыток. В магазине Хорошая книга христианские открытки с днем рождения дочери доступны в широком ассортименте – мы предлагаем юным христианкам разные источники вдохновения.