Дерево с пожеланиями для воспитателей

Дерево с пожеланиями для воспитателей

Семейный климат-контроль

Когда родители решают отдать ребенка в детский сад, главный вопрос — как он там справится, не умея вроде бы элементарных вещей. Не зная, как пользоваться горшком, одеваться, спокойно есть или усидчиво заниматься. Его судорожно начинают обучать всему и сразу. Хотя эксперты не считают это главным. По их словам, важно подготовить ребенка к детскому саду психологически, а остальное придет со временем.

В основе такой подготовки должны быть любовь и понимание, считает воспитатель с 17-летним стажем Светлана Тулайкина. «Если у ребенка будет доверие к миру, если в семье его будут любить и принимать, тогда он будет чувствовать защиту, спокойно сможет войти в детский коллектив и воспринять нового взрослого», — рассказывает воспитатель школы № 236.

Нельзя ставить перед ребенком задачу повзрослеть за один день, считает Юлия Якубович, педагог дошкольного отделения школы № 1357 «На Братиславской», которая в прошлом году завоевала звание «Воспитатель года». 

«“Ты теперь большой, ходишь в детский сад, перестаем носить памперсы и выбрасываем пустышку!” — к таким резким переменам сложно приспособиться. Малышу для начала достаточно того, что он в новом месте и без мамы. Остальное можно сделать чуть позже. В первое время необходимо уменьшить факторы стресса», — отмечает она.

Поход в детский сад сравнивают со сменой места работы у взрослого. Ребенок тоже испытывает волнение, тревогу, страх неизвестности. Только для него они в три раза сильнее. А значит, сначала необходимо создать комфортный психологический климат. «Важно помочь ребенку не бояться нового окружения, научить спокойно и уверенно взаимодействовать со сверстниками. Родители могут создавать подходящую для этого среду, придумывать ситуации взаимопомощи, интересные игровые моменты», — считает воспитатель дошкольного отделения школы № 354 имени Д.М. Карбышева Даниил Семичев.

Е. Самарин. Mos.ru

Знакомство с новым миром

Начинать подготовку к саду педагоги рекомендуют с рассказов о том, что это за место. Сначала можно просто гулять рядом, смотреть, как дети играют на площадках, общаются с воспитателем, как их забирают домой. Светлана Тулайкина советует поиграть в садик дома: выбрать игрушки, одна из которых станет воспитателем, а остальные — детьми. Они помогут показать обычные ситуации: обед, тихий час. Так можно постепенно сформировать понятный образ детского сада. «Обязательно нужно подстраивать режим дня под тот, который будет в детском саду. Примерно представлять, какое меню будет в там, и готовить такие же блюда дома. Обычно на такую подготовку достаточно лета», — говорит Светлана Тулайкина.

С. Тулайкина. Педагог дошкольного отделения школы № 236

Процесс адаптации индивидуален: все зависит от способностей ребенка к коммуникации, личных особенностей и его окружения. «Если он регулярно общается с другими детьми, как правило, адаптация проходит быстрее. Но чаще встречаются дети, которым нужен мягкий процесс. Когда поначалу их приводят на несколько часов, постепенно знакомят с помещениями и воспитателями, которые должны настроить ребенка на нужный лад», — отмечает Даниил Семичев.

Д. Семичев. Воспитатель Школы № 354 имени Д.М. Карбышева

По словам Юлии Якубович, есть дети, готовые чуть ли не сразу остаться в детском саду на целый день, а есть те, кого стоит забрать уже через час. И в этом педагоги не видят ничего страшного. Существуют специальные приемы, которые сильно помогут семьям. «Приведите в сад не Петю или Дашу, а куклу или зайчика. Покажете ему вместе с ребенком игрушки, шкафчик, ребят, а потом положите спать на красивую кроватку. На следующий день Петя с зайчиком останутся в садике вместе, а потом расскажут маме, как прошел день. Пусть в садик ходит зайчик, а Петя будет в роли взрослого, который о нем заботится», — делится Юлия.

Ю. Якубович. Педагог школы № 1357

Сколько времени понадобится на адаптацию, зависит от конкретного случая. Если малыш ни с кем не оставался, кроме мамы, к детском саду он привыкнет не сразу. «Такого ребенка плавно вводят в новый режим. Сначала можно приходить не с утра, а на вечернюю прогулку, чтобы он видел, что детей забирают домой и никто в детском саду не остается. Буквально за 10–15 минут он сможет понять, что здесь безопасно и интересно», — рассказывает Светлана Тулайкина.

Категоричное нет

Когда все идет по плану, ребенок постепенно привыкает к новому месту и окружению, начинает легче отпускать маму, уходят слезы, а реакции становятся спокойнее. Понять, так ли это, поможет поведение ребенка. Если он начинает подавать руку педагогу, идет к нему на руки, не отторгает, значит, адаптация проходит мягко, с пользой и нужными результатами, говорит Даниил Семичев.

При этом ребенок все равно может иногда капризничать и говорить, что не хочет идти в сад. И к таким ситуациям тоже стоит отнестись спокойно.

«В беседе важно настраивать ребенка на позитивный лад. По дороге домой его надо расспрашивать, что было днем, и искать в его словах как можно больше положительных моментов. А еще воспитатель может заинтересовать ребенка тем, что будет завтра. Можно сказать, что без него ничего не получится, что он настоящий помощник воспитателя, сделав акцент на его самых сильных сторонах», — отмечает Даниил Семичев.

Е. Самарин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Если малыш категорически отказывается идти в сад, надо найти причину. Может быть, ему пока просто тяжело расстаться с мамой. Стоит попробовать заговорить ребенка: например, предложить показать воспитателю и ребятам, какая у него красивая новая одежда. Постепенно расставаться будет легче. Разобраться в других причинах поможет проигрывание ситуаций — ребенка можно спросить, чем он занимался, с кем играл (называя имена детей), какую сказку читал воспитатель, что ели на обед и о другом. «Важно за разговором выводить ребенка на положительные эмоции. Когда мама расспрашивает о негативе, ребенок понимает, что ей это интересно, значит, об этом надо думать и говорить», — советует Светлана Тулайкина.

При этом если родители пойдут навстречу истерике ребенка, который не хочет идти в сад, и развернутся домой, то ничего хорошего ждать не придется. Это будет повторяться часто. «В такой день лучше забрать ребенка раньше, если ему очень тяжело. Он должен понять, что истерика не выход. Я думаю, что и воспитатель пойдет навстречу и уделит ребенку чуть больше внимания», — добавляет Светлана.

Д. Гришкин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Секреты расставания

Самым проблемным специалисты называют момент расставания ребенка с родителем — когда нужно попрощаться в раздевалке и пойти в разные стороны. Потом группе легче отвлечься и переключиться. Помочь здесь может ритуал прощания. Один из известных приемов называется «поцелуй в кармашке» или «поцелуй в ладошке»: мама целует ребенка в ладошку, этот поцелуй он может «положить» себе в карман или шкафчик, где тот будет храниться, пока малыш в детском саду. Еще можно дать ему с собой игрушку или платок, которые пахнут домом, — у каждого будет что-то свое. А потом мама скажет, когда придет, а ребенок помашет рукой в дверях или из окна.

Весь позитивный настрой может исчезнуть в раздевалке, где хором плачут дети. В такой ситуации воспитатели советуют подобрать другое время для прихода в группу — чуть раньше или чуть позже сильно плачущих одногруппников. По дороге стоит обсудить это с ребенком: рассказать, что другие дети, возможно, еще не поняли, как в группе весело. А по словам Даниила Семичева, ребят, которые легче адаптируются, можно взять в помощники воспитателю, чтобы они привлекали плачущих детей к игре.

Конфликт интересов

В детском коллективе, как и во многих взрослых, конфликты далеко не редкость. Особенно в первые дни, когда малыши еще не очень знакомы с друг с другом и новыми правилами. Задача родителей — понять причину проблемы, поддержать малыша и научить новым способам выражения чувств, не кусаться и драться, а играть вместе и договариваться, рассказывает Юлия Якубович.

Е. Самарин. Mos.ru

Еще один помощник — сказкотерапия. Вместе с ребенком можно прочитать книгу, где есть моменты, иллюстрирующие ситуацию. Делать это надо эмоционально, но спокойно реагируя на поведение героя. А после необходимо вместе проанализировать текст.

«Ответить на вопросы: что было сделано не так, было ли обидчику приятно, чтобы ты чувствовал на его месте, помнишь, у нас была такая же ситуация, давай подумаем, правильным ли было твое поведение? Когда ребенок посмотрит на ситуацию со стороны, это не нанесет ему психологического урона и позволит не повторять негативных действий», — говорит педагог.

По словам Светланы Тулайкиной, важно спрашивать, что ты чувствовал, как думаешь, почему другой ребенок так поступил. «Необходимо разобрать ситуацию и помочь ее пережить. При этом стараться не уходить в негативные стороны, а понять, выслушать и подсказать, как действовать дальше», — рассказывает Светлана.

Эксперты повторяют: невозможно сделать так, чтобы ребенок вообще никогда не расстраивался. «В детском саду есть свой режим, там нужно подстраиваться под других — все это не так, как с мамой. Ребенок испытывает другие ощущения и эмоции. Но дети, у которых достаточно устойчивая психика, нормально проходят этот процесс», — напоминает воспитатель.

Подготовка родителей

Детский сад — новый этап для всей семьи. Подготовка к нему родителям нужна так же, как их чадам, а может, даже больше. «Дети обычно первый раз идут в садик с желанием и огромным интересом. Главное — поддержать это настроение у ребенка. И самим родителям не переживать», — советует Юлия Якубович, которой тоже скоро предстоит пройти все этапы адаптации со своим вторым ребенком.

Сегодня воспитатели общаются с родителями и отправляют им фотографии с помощью гаджетов. «Родителям это нравится, и они спокойны, а если мамы спокойны, значит, и детям хорошо!» — добавляет Юлия. Она рекомендует заранее подготовить себя к расставанию с детьми, а их — как можно раньше начинать приучать к новым людям. «Пусть к вам приходят гости, приезжают родные. Это поможет ребенку быстрее социализироваться и не бояться остаться без мамы, а родителям — быть спокойнее. Больше доверяйте педагогам, они профессионалы своего дела! Случайных людей в этой профессии не бывает», — говорит педагог.

Необходимо создать сильный и самый важный в этой ситуации тандем между педагогами и родителями. «Родителям важно прислушиваться к воспитателям, которые, как правило, люди знающие и подготовленные. Воспитатель же должен получить и проанализировать информацию о ребенке и посоветовать родителю приемы, которые помогут дома», — рассказывает Даниил Семичев. По его словам, родителям важно рассказывать максимально много о ребенке — его окружении, привычках, вкусовых предпочтениях. Тогда воспитатель сможет лучше сориентироваться и помочь.

Усатый нянь: четыре интервью с необычными воспитателями детских садов

Профессиональная скорая помощь

Приемы для легкой адаптации можно найти на интернет-ресурсах, в экспертных пабликах, специальной литературе. Светлана Тулайкина, например, рекомендует родителям книгу Анны Быковой «Мой ребенок с удовольствием ходит в детский сад!». Она помогла воспитателю во время подготовки к саду ее третьего ребенка. До этого Светлане пришлось столкнуться с трудностями адаптации средней дочери — они продолжались около двух лет. В сложных ситуациях Светлана рекомендует родителям разобраться, почему ребенку так тяжело, и по возможности вернуться на шаг назад — снова водить малыша в группу лишь на несколько часов.

Быстрее найти причину проблемы помогут педагоги-психологи, которые всегда сопровождают детей в саду. Объединив усилия, воспитатель, психолог и родители вместе обязательно найдут подходящее решение, отмечает Юлия Якубович. При этом на ребенка не придется давить.

Е. Самарин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

«Ребенок ни в чем не виноват, все зависит от среды, в которой он находится. Поэтому важно действовать максимально в его пользу. Если процесс адаптации идет тяжело и долго, значит, так требует его организм. Бывает, что особых проблем нет, установился хороший контакт с воспитателем, но ребенок психологически не принимает детский сад. Нужно работать в его темпе, использовать различные приемы и действовать поступательно. Иногда для решения проблемы достаточно сменить группу. Возможно, ситуация сразу станет другой», — добавляет Даниил Семичев.

Подсказки воспитателям

Своя адаптация нужна и воспитателям, к которым приходит новая группа малышей. Они тоже привыкают к коллективу, знакомятся с интересами и особенностями каждого. Этому помогут несколько рекомендаций, которые дали коллегам наши собеседники.

Чтобы уменьшить переживания родителей, Светлана Тулайкина советует заранее выйти с ними на связь с помощью мессенджеров или социальных сетей. Педагог рассказала о случае из практики, который мгновенно снял многие родительские страхи: воспитатели, зная, что к ним придет младшая группа, записали видео, на котором рассказали о себе и группе. «Они показали, какие там кроватки и игрушки, как там чисто и светло, как ждут ребят. Родители увидели, что об их детях думают и заботятся, и им стало намного легче», — объясняет Светлана.

Еще один прием помогает привыкнуть к новым обстоятельствам детям, для которых очень абстрактно звучат фразы типа «мама скоро придет» или «мама придет после обеда». «В группе мы вешаем календарь-ленту с картинками или фотографиями детей. На одной они моют руки, на других — одеваются на прогулку и обедают. Так ребенок зрительно понимает, что ему осталось сделать до момента, когда придут родители», — говорит Светлана.

Е. Самарин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Юлии Якубович помогают цифровые технологии, которые в ее руках становятся не просто развлечением, а источником информации для детей. Воспитатель делает QR-коды: «Я размещаю в раздевалке сказочного героя с кодом, который, если посмотреть на него в волшебное окошко (планшет или телефон), будет всех приветствовать и предлагать познакомиться. Ребенок будет заинтересован общением, ему легче будет отвлечься и войти в группу». Тот же герой может расспросить малышей про их настроение или передать послание. QR-коды Юлия вешает даже на деревья и веранды на прогулке. Там она прячет интерактивные задания, подсказки или ответы.

А главный лайфхак от Даниила Семичева — сделать из группы не просто помещение с полками и игрушками, а пространство для детской реализации. «В таком месте ребенок может взять любую вещь, которая ему нравится. У него всегда есть возможность сменить деятельность, если он к ней не готов, пусть даже немного отходя от режима. Например, если идет занятие по математике, а кто-то из детей не хочет, ему надо дать возможность делать что-то другое», — рассказывает педагог. Он согласен с мнением, что среда может стать третьим воспитателем для ребенка и процесс адаптации в пространстве, которое нравится ребенку и создано специально для него, пройдет гораздо лучше.

Е. Самарин. Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

Мемориальные парки вместо кладбищ

Идея выращивать мемориальный парк или сад из урн с прахом вместо традиционных кладбищ из крестов и оград имеет много приверженцев, например, в Великобритании. Кладбища приобретут новый облик. Всякий раз, когда цветы или дерево расцветают, вы будете вспоминать умершего. Это простой и красивый способ сохранить воспоминания. Дизайн мемориальных садов зависит от климата и личных предпочтений — от аллеи роз до парковых дубовых аллей со статуями ангелов и водопадами.

Мемориальный парк Hinton Park Woodland Burial Ground (Великобритания)

Мемориальный парк Hinton Park Woodland Burial Ground (Великобритания) (Фото: Tracy Dunne)

Переработка тела

Один из главных трендов в переработке тел — это экоопции, которые помогают снизить воздействие кремации и захоронений на окружающую среду.

Щелочной гидролиз (ресомация) — процесс растворения тела в кипящем щелочном растворе. Так растворяют все, кроме крупных костей, которые затем можно размолоть в порошок или превратить в пепел. Процесс позиционируется как более экологичный по отношению к окружающей среде, чем кремация. Однако ни одно агентство не уточняет, куда они сливают раствор с растворенными останками. Процедура ресомации не очень дешевая из-за высокой стоимости самой емкости ресомации, но она конкурентоспособна при высокой загрузке крематориев. В США стоимость услуги составляет около $3200.

Криогенное замораживание (лиофилизация) — за прошедшее десятилетие два проекта утверждали, что могут кристаллизировать тела жидким азотом с последующим распадом останков на частицы. В итоге обе компании — Promessa Organic (Швеция) и EcoLegacy (Ирландия) — были со скандалом закрыты, а против руководства EcoLegacy возбуждено уголовное дело за растраты.

Экопогребение

Экопогребение — это ускорение нетоксичного разложения. Тренды устойчивого развития проникают в нашу жизнь не только в виде раздельного сбора мусора и отказа от пластика, но все чаще за этим следует продвижение понятия «экосмерти».

В биоразлагаемой урне или гробу питательные вещества останков организма будут питать семя дерева или саженец, которые затем можно посадить на кладбище. Например, урны английской компании ARKA Ecopod производятся из переработанной бумаги и стоят $200-320. Гробы называются «экопод» и изготавливаются вручную.

Фото:ARKA Ecopod

Фото: ARKA Ecopod

Многие жители побережий предпочитают быть захороненными в океане или море, а спрос рождает предложение — биоразлагаемые урны из песка и желатина. Стоимость маленькой урны — $90, а большая обойдется $270.

Фото:One World Memorials

Фото: One World Memorials

В России можно купить биоурны испанского бренда Bios Urn за 23 тыс. рублей в интернет-магазине ГБУ «Ритуал» (на сайте производителя они стоят $140). У урны нет срока годности — ее можно хранить месяцами или даже годами, она начинает разрушаться только после посадки и воздействия почвы и влаги. Она предназначена для любого количества золы до 2,5л. Некоторые семьи смешивают пепел двух членов семьи в одной урне и сажают одно дерево. Также производитель предлагает вариант цветочной вазы, где вы можете захоронить прах и которую можно разместить дома. Такое решение обойдется в $295. ‎

«Наши клиенты находятся в 47 странах на 5 континентах. За время пандемии мы наблюдали, что характер ритуалов изменился. Отсутствие традиционного финального прощания мешает скорбящей семье почувствовать, что они не одиноки в своем горе. Мы наблюдали больше семей, чем обычно, которые разделяли прах умершего и давали часть каждому члену семьи или близкому другу. Затем каждый человек сажал свое собственное мемориальное дерево.

Популярность мемориальных парков начала расти в последние пару лет, но часть стран остаются довольно религиозными, поэтому кладбище — по-прежнему популярное решение. Но люди начинают осознавать тот факт, что они могут сделать устойчивый выбор после смерти. Эта тенденция, вероятно, будет продолжать расти, и кремация станет более популярной — люди могут сосредоточиться на своем собственном личном ритуале, а не на том, что диктует общество», — рассказал РБК Тренды Джеральд Молине (Gerard Moliné), основатель компании Bios Urn.

На рынке экотоваров для погребения можно найти плетеные гробы из лозы, листьев банана, водяного гиацинта и даже войлока из овечей шерсти, но они являются штучным дорогим товаром и не производятся массово. Например, гроб из шерсти стоит $1,200.

Фото:Natural Endings

Фото: Natural Endings

Биокостюм из грибов. Костюм Infinity Burial Suit полностью биоразлагаемый. Он был создан компанией Coeio совместно с дизайнером Даниэлем Сильверштейном. Костюм имеет встроенный биомикс, состоящий из грибов и других микроорганизмов, которые ускоряют разложение, нейтрализуют токсины и передают питательные вещества растениям. Костюм стоит $1500.

Погребальный биокостюм с грибницей Infinity Burial Suit

Погребальный биокостюм с грибницей Infinity Burial Suit (Фото: Coeio)

Цифровизация похорон и воспоминаний

Похоронные компании помогают персонализировать церемонию в соответствии с пожеланиями родственников.

Прямая трансляция похорон получила особую популярность во время периода пандемии COVID-19. Церемонию можно транслировать в прямом эфире в интернете. Наиболее популярные площадки — IBM Watson Media, Vimeo Livestream, YouTube. Также можно дистанционно выступить с речью на церемонии на платформах типа Zoom, Whereby и Google Meet.

Digital-мемориалы — онлайн-некролог в открытом доступе с отдельным QR-кодом цифровой могилы. В некрологе можно поделиться своими воспоминаниями об усопшем, деталями его биографии и сделать благотворительное пожертвование. Все мемориалы предусматривают бесплатный профиль с минимальной информацией до расширенного профиля стоимостью $75-3500. Некоторые мемориалы созданы как способ справиться с горем утраты, другие — в память о человеке или историческом событии (например, «Бессмертный полк»), а иные предлагают создавать мероприятия для сбора пожертвований в честь усопшего, но для какого-то благотворительного фонда. В России наиболее широкую известность получил проект цифрового семейного архива «Прожито» Европейского Университета в Санкт-Петербурге, публикующий дневники умерших людей.

Пример бесплатного профиля в мемориале InMemori. Вы просто отправляете ссылку тем, кого хотите пригласить на похороны — на странице можно написать трибьют, есть расписание и карта, как проехать на погребальную церемонию, а также вы можете отправить пожертвование в фонд, посвященный заболеванию, от которого страдал умерший.

Пример онлайн-мемориала на портале InMemori

Пример онлайн-мемориала на портале InMemori

Чат-боты. Еще в 2017 году программист Джеймс Влахос продемонстрировал чат-бот, который он успешно натренировал при помощи машинного обучения на записях разговоров со своим умирающим отцом и софта голосового распознавания компании Pullstring (сейчас принадлежит Apple). Благодаря голосовому чат-боту вы можете «поговорить» с вашим любимым человеком или, например, спросить у него совет. Ответ будет сгенерирован алгоритмом на основании предыдущих записей разговоров с умершим.

Цифровизация похоронных услуг

Практически у всех крупных крематориев и ритуальных агентств есть свои сайты и онлайн-магазины. В России также есть маркетплейс ритуальных услуг «Честный Агент» с собственным мобильным приложением для ритуальных агентств, который объединяет 50% похоронных директоров, ритуальных агентов, поставщиков услуг Москвы и Московской области. Оно помогает им организовать захоронение или забронировать кремацию на выбранный день и время.

«Заметный тренд — все больше людей идут в интернет за помощью в организации похорон. Также уже много лет растет доля кремаций в России. Как и во всем мире она происходит, с одной стороны, за счет снижения доли верующих, а с другой — из-за своей экономичности. За время пандемии мы провели достаточно много стримов церемоний прощания, но действительно массовым этот продукт не назовешь. Инновационный спрос в России развивается вместе со взрослением похоронной индустрии и новой культуры смерти. Особенность отечественного рынка заключается в том, что россияне в большинстве своем консервативны. Единственный выход — постепенно формировать новую культуру окончания жизни через эстетичные образы и развитие организации похорон. Культура неизбежно изменит и спрос», — рассказывает Павел Сосновый, директор по развитию АО «Честный Агент».

У крупнейшего игрока рынка ритуальных услуг ГБУ «Ритуал» есть мобильное приложение для граждан — «Специализированные службы», где кроме экстренного вызова полиции и скорой помощи вам ненавязчиво предложат платные услуги — вызвать и ритуального агента.

Какие обязанности у старшего воспитателя

По сути старший воспитатель руководит работой всех остальных педагогов детского сада. То есть он настраивает весь педагогический процесс, начиная с планирования и заканчивая контролем. 

Планирует и реализует планы. Старший воспитатель, опираясь на образовательную программу, принятую в детском саду, формирует планы на год, в том числе планы методической работы. Дальше старший воспитатель передает планирование в руки педагогов — они составляют маршруты на целый год для своей группы. 

Контроль воспитателей. Причем контроль может быть текущим и итоговым. Это не значит, что старший воспитатель ходит по пятам и смотрит, как работают воспитатели. Он волен организовать процесс, как ему удобно: придумать формы отчетов и проверять их, приходить на открытые занятия, проводить наблюдение, приходить раз в месяц в группу.

Льготы для воспитателей. В чем состоят и как могут измениться

Проводит мониторинг развития. Старший воспитатель отвечает за мониторинг на теоретическом уровне: ставит цель, подбирает методики оценки. Саму проверку проводят воспитатели, отдают результаты старшему воспитателю, а он составляет из них сводный отчет. 

Проводит педсоветы и другие методические мероприятия. Старший воспитатель отвечает за участие педагогов и детей в разнообразных мероприятиях. Он следит за трендами года и принимает решение, исходя из них и пожеланий педагогов. Но, конечно, он делает это не один, а с помощью педагогов.

Руководит взаимодействием с родителями. С родителями можно проводить работу в разных форматах: консультировать, помогать с диагностикой развития детей, просвещать относительно проблемных и кризисных моментов в поведении ребенка. Обо всем этом изначально думает старший воспитатель, а затем координирует работу педагогов в этом направлении. 

Права воспитателей в детском саду, о которых должны знать родители

Оказывает методическую помощь и обучает сотрудников. Наставническая работа по-разному устроена в каждом конкретном детском саду. Можно выдавать педагогам пособия — по ним они научатся лучше взаимодействовать с детьми, создавать развивающую среду. А можно закрепить за каждым педагогом более опытного сотрудника, чтобы он обучал его лично и помогал освоиться в группе. Но всем процессом в итоге руководит старший воспитатель.